GNC: Корейское искусство

И, наконец, последний из намеченной серии постов по мотивам апрельского GNC тренинга - рассказ про корейское искусство. Про которое мы, оказывается, не знали вообще ничего. То есть про японское ещё как-то знают, потому что уж очень популярны по всему миру аниме и разная самурайская тематика. Но о Корее люди знают немного. Давайте попробуем это исправить.

Уточню, что я вовсе не собираюсь сказать, что корейское искусство - самое-самое, нет конечно. Но кое-что из того, что мне довелось увидеть, мне очень понравилось, чем и спешу поделиться! А в угоду моему стремлению всё упорядочивать, пойдём в хронологическом порядке.




История Кореи


Древний Чосон


Начнём с самого начала - с древней Кореи. Наверное, у каждой древней страны есть какие-то изделия или строения, сохранившиеся с древних времён, которые сейчас никто не может (или не хочет) повторить. Это пирамиды, русские терема, построенные без единого гвоздя, наверняка какие-то произведения искусства. И в Корее такое есть - это бронзовое зеркальце.


Картинка не очень, но лучше не нашел. С одной стороны этот диск отполирован до зеркального состояния, но это как раз не очень интересно. Мы видим заднюю сторону, слегка пострадавшую от времени. На ней видны геометрические узоры, симпатично, но воображение не поражает. И я бы, скорее всего, смело прошел мимо этого предмета в музее. Однако дьявол кроется в деталях... На зеркальце в 20 см в диаметре нанесено около 13000 идеально прямых параллельных линий разных размеров (не считая нескольких тысяч концентрических окружностей). Ширина этих линий - 0.3 мм (у большинства карандаш оставляет линию толще). А ведь это литьё, а значит для него ещё надо было сделать форму, и вынуть не повредив микроскопический узор. Толщина зеркальца - всего 2-3 мм, не считая краёв. И сделано всё это было... ориентировочно в IV веке до нашей эры, 2300 лет назад.

В принципе, ничего удивительного (как и с пирамидами, да?), технология более-менее ясна. Вот только пока ни у кого, кто бы ни пытался это зеркальце повторить без использования полностью роботизированного процесса, не получается нанести на форму эти 13000 линий без права на ошибку. Ведь лишние 0.5 мм на бороздочке - и всю каменную форму надо начинать заново. Такие дела!

Силла


Силла - одно из Трёх Царств, существовавших в Корее с I по VII века нашей эры, и, пожалуй, самое богатое из них. Оно же в дальнейшем и объединило все три государства в одно - "Объединённая Силла", хотя и не очень красивым способом, сговорившись с Китайской династией Тан и, фактически, став данником Китая на некоторое время. Но, что касается прикладного искусства, здесь мастерам из Силлы действительно тогда не было равных. Особенно выделяются разнообразные золотые украшения, найденные в гробницах правителей и вельмож, - из-за них Силлу иногда называют "Золотым Царством".

Среди всего, что я видел, остановлюсь только на одном - на сережках царицы Силлы, далеко не единственном, но показательном примере.


Серёжки датируются VI веком, в длину около 8 см, так что не такие уж маленькие. Можно сказать, что в ушах такие не потаскаешь, и правда, именно эти серёжки вообще прикреплялись к короне царицы лентами, а богатые женщины не из царской семьи носили сережки на ленточках, которые одевали на уши, не прокалывая их. Если присмотреться, можно увидеть много узоров на верхних кольцах - шестиугольники, символизирующие спину черепахи, цветки лотоса и т.д. Они все сделаны из мельчайших золотых песчинок (около 0.7 мм в диаметре). С трудом верится, но их на каждой сережке около 5000 штук - орнаменты, края крошечных колокольчиков внизу, все крепления - всё покрыто ими. Причем, если посмотреть под увеличением (нам показывали видео), видно что каждая песчинка припаяна очень точно, без потери формы, что кажется практически невероятным в VI веке, так как требует очень точной температуры. Гугл подсказал, что сама подобная техника была придумана ещё в древней Греции, но мастера Силлы смогли воспользоваться ей лучше всех.

Что особенного в этом и в предыдущем примерах? Пожалуй, точность и количество проделанной работы. Вроде бы и технология известна, но сложно представить сколько терпения и труда вложено в каждый из этих предметов. Особенно если вспомнить, что большинство людей даже не заметят и не оценят объём работы, пока предмет в ежедневном использовании, настолько мелок масштаб.

Корё


На смену объединённой Силле приходит новое государство - Корё, в честь которого, собственно, Корея и называется. Пожалуй, один из самых деятельных периодов в корейском искусстве - тут и керамика, и колокола, и печатные библиотеки... Во всём прослеживается общая линия - всё это придумано не в Корё, но в Корё достигло совершенства.


Особо остановлюсь на керамике. Её за историю Кореи было много разной, но мне особенно понравилась только одна - селадон. Изделия из неё такие бледно-зеленого цвета, частенько в мелкой сетке микро-трещин, которые совсем не портят впечатление. Придумана была в Китае, однако в Корее была существенно усовершенствована. В Китае изделия были и более-менее однотонного селадона, и узоры были лепные, но не сильно выделяющиеся. В Корее пошли в крайности - или очень богатая форма, с разными узорами, фигурками и ажурными перемычками, или гладкие изделия, на которых узор достигался замешиванием в основную глину слоёв цветной глины, которые потом проступают наружу. Высшее мастерство - объединение обоих техник. Его вроде как до сих пор не могут воссоздать. Мне лично очень понравилось, я бы даже прикупил, если б не было так дорого! Впрочем, современные поделки в том же духе тоже очень даже продаются, так что когда-нибудь и у нас дома появятся чашечки из селадона.


Что же касается библиотек, то тут надо сказать про "Трипитака Кореана" - самая полная библиотека буддистских текстов. Точнее, не совсем библиотека - это хранилище из более чем 6000 деревянных блоков для печати, созданная в 1251 году (первая библиотека была создана в 1087, но утеряна во время монгольского нашествия). С них до сих пор печатают копии, правда, редко. Библиотека сделана из березы, обработанной от старения, и тексты все, разумеется, на китайском (до изобретения хангыля, корейского алфавита, ещё 200 лет). Всего на блоках 52 миллиона иероглифов, кропотливо вырезанных в дереве. Тоже ничего так труд был!

Могу предложить посмотреть это видео (оно, правда, на английском), во всяком случае его начало - можно посмотреть, что такое эта Трипитака. Полностью смотреть не обязательно - дальше рассказывается, как эту библиотеку героически спасали все более 750 лет её существования.



Чосон


Чосон - это именно та корейская династия, которая просуществовала до японской оккупации в 20 веке. Во время Чосона в Корее расцветают науки - придуман Хангыль (алфавит), повышается уровень образованности в стране, развиваются законы (даже какое-то подобие трудового кодекса было). В это же время развивается искусство рисования - правда, с национальным колоритом. Имеется в виду "минхва" - вид национального корейского рисования природными красками на тонкой рисовой бумаге. Не могу дать какого-то точного определения этому искусству, но выглядит интересно, хотя обычно напоминает не самостоятельное произведение, а иллюстрацию какой-то повести, неполную без культурного контекста. Поэтому картины минхвы надо объяснять.



Эти картины, кстати, нарисовала Олечка на курсах, проводимых у нас в Самсунге для супругов работников. Это, кстати, и был повод, с помощью которого Олечка смогла попасть за кордоны и посмотреть на наш кампус.


Корейская волна


А теперь давайте посмотрим, что у нас происходит в современном мире! И, оказывается, корейское искусство завоёвывает аудиторию в мире. Правда, не совсем то искусство, которое я расписывал до сих пор... Популярность завоёвывают сериалы и музыка.

Оказывается, корейские сериалы очень эмоциональные и захватывающие, поэтому именно они становятся всё больше и больше популярны в Азии и даже дальше, в США и СНГ. Да, раньше все запоем смотрели бразильские и аргентинские сериалы, а теперь - корейские. Они ещё называются дорамы (именно так читается по-корейски англиское слово drama). И надо сказать, что они действительно весьма неплохи! Не могу сказать, что все корейские сериалы отличные, но среди них точно есть несколько, которые стоит посмотреть (только названия иногда странные, но пусть вас это не пугает). А ещё у них есть одно достоинство - быстрое развитие, так как здесь сериал - это 20 серий, плюс-минус. Так что каков бы ни был сюжет, приходится умещать!


Ну а музыка - это K-Pop - корейское направление, которое тоже становится всё больше популярно во всей Азии и в Америке. Вообще, коллеги сказали мне, что K-Pop это совсем не обязательно только попса. Но я пока до такого уровня знания не добрался. А в том, что мы Олечкой видели, чётко прослеживаются следующие три тренда (приятного просмотра!):

Sexy-Girls-Band


Супер-няшки:


"Сладкие мальчики"

Комментарии

  1. Супер няшки классные!))
    А как выглядит их на молодежь на улице, как они одевается? Если сравнивать с видео, то там больше секси-девочек или супер-няшек? Кстати, не думал сделать пост на эту тему? :) Глик

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, мне тоже супер-няшки больше всех нравятся)) Да и песни у них запоминаются :)

      По поводу молодежи - тема интересная, но сложная) Не уверен, что смогу организованно изложить. А если в двух словах - есть и те, и другие, и третьи! Но и этими трендами всё не ограничивается. Кого больше, сложно сказать, к тому же обычно ни девушки, ни парни в крайности не бросаются, просто у кого-то более няшный образ (очень здесь девушки любят безразмерные кофточки и разные заколки), у кого-то более агрессивный. Хотя и не без перегибов иногда ;)

      Зато в общем и целом, все одеваются стильно! Особенно круто, когда видишь в общественном транспорте супер-модных мужчин и женщин постарше - "стильно" здесь касается не только молодежи.

      Удалить
    2. Я в тебя верю, жду поста с фотками!^^ Глик

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Сораксан

Особенности корейского этикета

Сакура по-корейски