Тории и шинкансены

Продолжаем рассказ о нашем с Олечкой эпичном путешествии по Японии! В прошлый раз успел описать совсем немного, прогулки по Осаке и Наре. Теперь нам предстоит первая дальняя поездка и замечательный Киото. Так уж получилось, что лейтмотивом этих нескольких дней стали поездки на поездах и посещения разнообразных храмов Японии, хотя речь пойдёт, конечно, не только о них.


Заманушная фото, по традиции, не моя, зато мы там были! Заранее предупреждаю, пост получился длинный, фотографий много, с телефона лучше не открывать.

После поездки в Нару мы планировали сделать ещё одну однодневную поездку из приютившей нас Осаки - на этот раз подальше, в Хиросиму. Минимальное расстояние по суше от Осаки до Хиросимы все 300 км, так что обычные электрички - не вариант. Зато японские скоростные поезда, шинкансены, проезжают это расстояние всего за час с небольшим.

Вот такая уточка

Сделаю небольшое отступление от темы - расскажу про наши японские проездные. Дело в том, что транспорт в Японии достаточно дорогой. Может, по сравнению с Европой он и нормальный, но после Кореи он дороже раза в два: шинкансен Осака-Хиросима стоит примерно 100$ в одну сторону, Осака-Токио примерно 150$. Зато для иностранных туристов в Японии есть отличное предложение - можно купить проездной на все поезда и электрички на неделю, и будет стоить это 250$. То есть купить проездной дешевле, чем просто съездить от Осаки до Токио и обратно! Есть пара замечаний - проездной не действует на вагоны первого класса (на них проездной стоит существенно дороже, но тоже есть), и на самые современные и быстрые поезда (хотя мы особенной разницы между последним и предпоследним поколениями не заметили, а я старался). И ещё, конечно, проездной действует только на государственные ЖД-линии, так как в Японии довольно много частных - например, никакое метро не относится к Japan Rail, и экспрессы в аэропорт тоже. И всё равно такой проездной - JRPass - вещь отличная и Must Have всем, кто хочет покататься по Японии, а не просто погулять по одному выбранному городу. Купить в Японии такой проездной нельзя - только заказать себе на заграничный адрес заранее.


И ещё один совет тем, кто когда-нибудь приедет в Японию - заранее скачайте приложение для построения ЖД-маршрутов. Нам это сэкономило кучу времени. Дело в том, что в Японии различный ЖД транспорт - главное средство передвижения (кроме Киото, не знаю уж почему). И сеть различных ЖД линий очень насыщенна - электрички, экспрессы, шинкансены, метро, наземное метро... Обычно существует много разных способов добраться из точки А в точку Б, даже если эти точки в разных городах! Поэтому иметь приложение, которое подскажет оптимальный маршрут (ему ещё можно сказать, что у тебя JRPass, и оно минимизирует цену), стоимость и платформу отправления - насущная необходимость. Лучшее приложение - официальное HyperDia, но оно доступно только из Японии (о_О), но есть хорошие аналоги. По Токийскому метро лучше вообще отдельное приложение иметь, потому что помимо разных видов транспорта (и небольших частных линий) там имеется две дублирующие сетки метро, для пересадки между которыми нужны разные билеты. Звучит страшновато, и на схемах легко заблудиться, но если быть готовым - всё удобно и быстро, нам понравилось.

Карта метро Токио выглядит ещё трешовее Сеула, но ничего, мы разобрались

Итак, в понедельник мы отправились в Хиросиму на шинкансене. Поезд впечатляющий, мне понравился больше и нашего сапсана, и корейского KTX, хотя в общем всё похоже. Шинкансены действительно несутся очень быстро, а ещё удивляет, насколько они точно ходят по расписанию! Благодаря практически абсолютной изоляции скоростных путей (отдельные станции, отдельные дорожные полотна) среднее опоздание поезда - 30с. Ничего особенного, если бы сюда не были включены и все форс-мажоры из-за землетрясений и сильных снегопадов на севере страны. Так что обычно поезда ходят почти секунда в секунду. Ещё нас с Олечкой впечатлило, что на поворотах полотно наклоняется градусов на 10 вбок, позволяя поезду не снижать скорость. Не уверен, насколько это сложно инженерно, до сих пор я такого не встречал...

Что-то в таком духе, только по огромному радиусу

Внутри поезд очень напоминает самолёт - те же скруглённые иллюминаторы и общее ощущение, только кресла поудобнее и пристёгиваться не просят. На каждом ряду около окна есть розетка, так что многие японцы сразу достают и подключают ноутбуки и работают / смотрят кино.


Но хватит уже про поезда - вернёмся в Хиросиму, куда мы направлялись. Город стоит и благоденствует, надо сказать, никакого пепелища и воронки от ядерного взрыва, как меня тут многие спрашивают! Хотя погода нас немного подвела, и было пасмурно, но мы прекрасно погуляли по местным паркам и посмотрели на центральный замок - в том же стиле, что и замок Осаки, но попроще.

Красивый прудик с рыбками

Да-да, с кучей рыбы!

Белая сакура? Или не сакура?

Главной достопримечательностью города является мемориальный парк Мира - посвященный, конечно, ядерному удару. Рядом с парком стоит остов разрушенного взрывом здания, которое напоминает, во что превратился весь город в то время. Во время нашего визита оно, правда, было в лесах, его проверяли на устойчивость - ремонтировать его не планируют (иначе какой это символ ядерного взрыва), но регулярно обследуют, чтобы оно не обвалилось туристам на головы.


В парке находится и большой музей, в котором можно посмотреть на то, что осталось от Хиросимы сразу после взрыва, но мы туда не попали по времени, о чем, если честно, не очень жалели. Уже под вечер мы собрались разнообразить наш отдых и на кораблике поплыть на соседний с Хиросимой остров - Миядзиму, название которого, собственно, и переводится как "остров храма". Там находится древний японский синтоистский храм - Ицукусима, особенно знаменитый своими огромными морскими воротами-тории, которые являются одной из популярных визитных карточек Японии.


Сказать, что нам понравилось - ничего не сказать. Сам город оставил некоторое ощущение серости и очень большой урбанизированности, несмотря на парки. А на острове было хорошо - красиво, спокойно, интересно. Единственное, о чем мы жалели - так это о том, что не приехали сюда пораньше! С темнотой паром перестаёт курсировать, так что на погулять у нас оставалось всего чуть больше часа. На острове нас снова встретили олени и, хотя кланяться они вовсе не собирались, подходили погладиться и попросить вкусняшку (у особо увлекшегося фотографией японца большой олень даже полез рыться по сумкам - пришлось отгонять).



Сам храм тоже интересный - построенный на огромных сваях на берегу так, что море с приливом как бы входит в храм через главные ворота. К сожалению, был сильно поврежден особенно сильным землетрясением, после чего его перестроили с хитрой системой плавающих полов, благодаря которой даже при сильном землетрясении, полы не вспучиваются и не выламывают сами себя, а просто подпрыгивают. Это мы посмотрели видео про этот храм, пока плыли к нему на пароходике. В общем, сочетание моря, гор и древнего храма в традиционных синтоистских красно-белых цветах нам очень понравилось. Самое то, чтобы посидеть на лавочке и отдохнуть от городской суеты.



А на следующий день мы отправились в город Киото - лучше всего сохранившийся исторический город Японии. Именно Киото больше 1000 лет непрерывно был столицей Японии, именно здесь жила японская императорская династия, сюда приезжала аристократия, здесь расцветали искусства... В общем, Киото был одним из главных городов в истории Японии. Забегая вперед, скажу, что именно Киото понравился мне больше всего, и сюда я бы хотел обязательно вернуться.


В Киото у нас было запланировано одно интересное мероприятие! Я, конечно, заранее выбрал самые интересные для посещения места города и составил приблизительный маршрут, но никто не расскажет про город лучше местного жителя. И мы нашли решение - списались в интернете с бесплатной организацией, которая соединяет студентов, изучающих иностранные языки с туристами. Студентам - практика и интересные разговоры с иностранцами, туристам - бесплатный гид. Единственное - надо покупать гиду входные билеты и оплатить ужин, но это серьезно немного, учитывая, что он готов провести с вами весь день. С нами гулял Со. Со - это вообще-то фамилия, но имя было длинное, так что он сам просил его называть просто Со.


Со приехал из маленького городка к северу от Токио, а сейчас учится в Киото на юриста. Студенты могут бесплатно учить иностранный, он учил английский и сейчас начал учить русский. Произношение у него, кстати, весьма натуральное, видимо, много общих звуков, потому что корейцы на русском звучат очень странно. Кстати, любит туристов из России, говорит, что те больше всех знают про японскую культуру, и надеется в будущем сделать что-то для упрощения юридических сложностей между Японией и Россией. Посмотрим!

Он провел нам экскурсию по старому городу - районам Хигашияма и Гион - местам, где сохранилось больше всего традиционных деревянных домиков, узких улочек и прочих примечательных мест. Пока гуляли, Со рассказал, в частности, почему Киото находится именно в этом месте. Оказывается, это самая стабильная точка Японии - естественная долина, окруженная стенами гор почти со всех сторон. Здесь практически не бывает землетрясений и сюда никогда не доходят тайфуны (Токио-то приходится изо всех сил бороться со всеми природными катаклизмами). К тому же этот город было существенно легче оборонять. В общем, спасибо японцам, что основали старую столицу в правильном месте, и мы до сих пор можем в ней побывать.

Лисичка - это и есть дух Фушими


Из самого интересного - мы съездили в святилище Фушими Инари, посвященное духу урожая и благополучия (насколько я понял). Помимо того, что это просто красивое место, оно особенно знаменито своей "дорогой тысячи тори" - дорожка, поднимающаяся в гору, обставлена воротами-тории вплотную друг к другу - большими и маленькими. Все тории поставлены как пожертвования от компаний или обеспеченных людей, так как считается, что поставив здесь ворота, ты привлекаешь благословение духа Фушими. На обратной стороне ворот всегда написано, кто и по какому случаю их поставил, а кое-где стоят и списки с ценами на ворота разных размеров. Это, надо сказать, немного снижает священное восприятие процесса, но в любом случае храм производит впечатление.


Сзади все подписаны

Прайс


Хигашияма запомнилась просто уймой маленьких сувенирных магазинчиков - от больших развалов отличающихся меньшей ценой и лучшим отношением. Иногда в них можно найти ну просто потрясающую прелесть и няшность, да и вообще по разнообразию это самое лучшее место из тех, где мы были в Японии. Помимо сувениров, просто интересно пройти по районам, не сильно изменившимся за несколько сотен лет.


Гион оказался довольно бурным районом с кучей дорогущих ресторанов и рёканов - местных традиционных отелей, то есть без кровати, но с татами, футонами, традиционными японскими комнатами и домашним сервисом. В этом районе живут местные гейши, которые на самом деле просто выступают с традиционным искусством - стихами, музыкой и танцами. Правда, нам ни одной увидеть не удалось, но не страшно. Ещё, проходя по Гиону, Со рассказывал нам про якудз, которых здесь по его словам довольно много (говоря это, Со понижал голос и оглядывался), и советовал не ходить вечером в некоторые его части. Так что не всё в фильмах выдумывают!


Следующие два дня мы с Олечкой тоже провели в Киото, но в отличие от первого, они прошли максимально расслабленно - мы никуда не торопились и не бежали, а просто гуляли по городу, заходили в храмы и симпатичные кафешки, наслаждались хорошей погодой и спокойной атмосферой Киото.


Пара очень знаменитых мест в городе - Золотой и Серебряный павильоны, находящиеся на территории дзен-буддистских храмов Киото. Золотой павильон был построен на территории одного из храмов в конце XIV века, как павильон для отдыха сёгуна, и действительно покрыт листами золота. Стоит на берегу "озера-зеркала", и действительно очень красиво смотрится и отражается в спокойных водах этого озера. К сожалению, место очень туристическое, даже сейчас, когда европейцев и американцев в Японии мало, туда возят на экскурсии японских школьников и огромные группы китайцев, поэтому "ловить дзен" там довольно сложно. Зато мы поучаствовали в мини-чайной церемонии и попили ядреный традиционный зеленый чай с очень красивыми вкусняшками.



Зато Серебряный павильон оказался совсем другим. Построенный по примеру Золотого внуком того сёгуна, он никогда не был покрыт серебром, как планировалось, потому что началась одна из самых разрушительных и кровавых войн сёгунов в истории Японии. И несмотря на то, что он выглядит беднее своего золотого братца, атмосфера там гораздо более соответствующая. Прямо рядом с павильоном находится известный японский сад с идеально выровненными площадками белого песка с различными фигурами (рай перфекциониста), маленькие копии которого так популярны по всему миру в качестве сувениров.


А чуть подальше - очень красивый природный сад с прудиками и маленькими водопадами, расположенный на холмах, покрытых сплошным зеленым ковром мха, из которого растут интересные извивающиеся деревья, а вокруг парка возвышается бамбуковый лес. С вершины холмов, если туда дойти, открывается прекрасный вид на Киото.





Уже к вечеру мы прогулялись по "дороге философа" - тихой улочке вдоль маленькой речки или ручья, которая проходит по самому краю города вдоль традиционных маленьких японских домиков и кучи небольших храмов. Ничего особенного, но очень мило и красиво.

В наш последний день в Киото перед поездом мы съездили посмотреть на замок сёгуна, построенный уже в начале XVII века сёгунатом Токугава. Он существенно отличается от классических японских феодальных замков хотя бы тем, что он одноэтажный (хоть и очень большой). Огромная территория с двумя кольцами стен и большим внутренним садом. И сам замок тоже весьма интересный! Полностью деревянный (из-за чего неоднократно горел) он украшен богатой природной резьбой по дереву и красивыми фресками практически на всех стенах.



Но самое интересное - его архитектурная продуманность. Во дворце концентрически располагаются личные покои сёгуна, приёмные залы, кабинеты министров и советников и многое другое. Причем, например, помимо главного входа в приёмный зал, через который заходили гости, рядом с сёгуном может быть ещё несколько входов - для него самого, и в отдельную комнатку с ожидающим секретарём... Можно сказать, что многие помещения могли меняться по желанию хозяина. И ещё одной особенностью, про которую многие могли слышать, но вряд ли видели, - это соловьиные полы. Сёгун весьма опасался за свою жизнь, поэтому все личные помещения отделены от внешних стен коридорами. И полы в этих коридорах сделаны по специальной технологии, что при ходьбе доски не прогибаются, но немного двигаются и трутся о металлические детали, издавая тонкую трель, немного похожую на птичье пение. Походили по ним и мы, действительно, это не скрип, а специально полученный звук! Поэтому никакие ниндзя до сёгуна не добрались.

И, конечно, не могу не рассказать про наш любимый японский ресторанчик - а именно один из Киотских конвейерных суши-баров, про которые я упоминал в прошлый раз. Находится он прямо на вокзале, недалеко от которого мы жили, так что мы успели там несколько раз плотно покушать, да ещё и не удержались и взяли суши с собой в шинкансен. Общая схема такова - по центру зала буквой "П" располагается барная стойка по которой едет лента, посетители сидят снаружи, а внутри работают суши-повара. Они выкладывают готовые суши на ленту, а ты можешь с ленты снимать понравившиеся. Некоторые суши отличаются по стоимости, тогда их кладут на тарелочки разных цветов. В итоге сколько тарелочек перед собой набрал - столько и надо будет заплатить! Даже не надо ничего заказывать - всё меню буквально проедет перед носом за пару минут. В Японии больше любят сашими, а не роллы, так что роллы бывают в основном только самые простые, калифорния-филадельфия очень редка. Но какие это вкусные сашими! Любые, даже с маленькими осьминожками, но больше, конечно, с тунцом, лососем и, особенно, с угрём. Тает во рту - это не преувеличение. И ещё, японцы не подают к суши васаби. Да-да! А объясняется просто - если шеф хотел, чтобы вкус рыбы сочетался с васаби, он бы добавил васаби прямо в суши (таких тоже довольно много). А нет - так и нечего вкус рыбы забивать! И это здорово. Ещё к суши подаётся аж три вида соевых соусов: послаще, обычный и погуще... Мы использовали когда какой, но видимо, к разной рыбе должен подходить свой вид соуса. В общем, всё по науке!


Помимо суши было ещё много всего вкусного - мне, например, безумно понравилась темпура. Блюдо достаточно простое и дешевое (и вредное), но очень вкусное. Можно сказать, что это такой вид кляра, в котором запекаются овощи, мясо и морепродукты. Но вкуснее огромной креветки-темпура блюда ещё найти надо! Ещё видели специальные ресторанчики со знаменитой рыбой фугу (по-японски так и будет, это слово у нас без изменений) - ядовитой рыбой, которую надо очень по-хитрому сервировать или приготовить, чтобы яд не попал в мясо, которое считается одним из самых вкусных в мире. Но не попали в них пока - в какие по времени, а в какие по бюджету! Так что этот пункт оставляем себе на следующий раз.


Много увидели мы в Киото, но ещё больше осталось не увиденным. Мы не ездили за город, где в горах спрятались очень красивые места, мы не видели город, наряженным в праздничные наряды весны и осени... Думаю, ещё увидим. А пока пришло время прощаться с Киото, который лично мне действительно запал в душу (как хорошо, что на него передумали сбрасывать ядерную бомбу), и поехать на шинкансене на север, в горы, к Фудзи!

Тихо-тихо ползи,
Улитка, по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот.

хокку (с) Исса


Комментарии

  1. Очень понравились твои заметки, читала с большим удовольствием. Столько интересных мелочей. В общем узнала много нового о Японии, о Японии как бы изнутри :)
    Единственно, у меня не открылась карта метро.
    Жду продолжения:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, пара картинок глючило - поправил, больше не должно)
      Продолжение (завершение) скоро будет! Фото уже сделал, осталось текст дописать)

      Удалить
  2. Теперь все нормально :)

    ОтветитьУдалить
  3. Рельсы имеют уклон на поворотах и в России, даже на тихоходных участках (60-70 км/ч). Должны иметь, по крайней мере. Дед у меня очень ругался, когда где-то в Сибири поворот был влево, а уклон ясно ощущался правый. Дед так не мог построить в своё время :)

    Вассаби ведь от паразитов рекомендуют кушать. Вкус вкусом, а червячков в организме желательно много не заводить.

    Фугу и в Корее очень популярна. Кейт меня как-то звал её отведать. Не собрались пока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наверное, не с таким большим уклоном?) Или я как-то пропустил этот момент у нас, или ездил преимущественно по прямым направлениям :)

      Удалить
    2. Уклон зависит исключительно от скорости прохода поворота. Ну, и габаритов поезда немного, потому что оценка производится, наверное, для какого-то усреднённого поезда. Значение наклона в сторону поворота можно оценить, если посмотреть мотогонки, где гонщики коленкой в асфальт упираются. Поезд в этом плане весьма схож с мотоциклом: вагон широкий, рельсы узенькие.

      Удалить
    3. Ну тогда всё сходится - я ещё никогда до этого не проходил на поезде повороты на 300км/ч!

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Сораксан

Особенности корейского этикета

Сакура по-корейски