GNC: Challenge accepted

Это ещё один пост, навеянный GNC тренингом, на который я ездил в апреле. С тех пор довольно много времени утекло, но я всё никак не мог собраться написать, так что пост залежался в черновиках. Да и, если честно, не уверен, что всем будет интересно читать, потому что тема довольно абстрактная и философская. А именно про поиск своей миссии и постановку целей. Так что, если данные словосочетания скорее вызывают усмешку, можно этот пост пропустить, дальше лучше не будет.

Вообще, у нас было довольно много лекций на тренинге, посвященных разным вопросам мотивации, ценностей, лидерства и т.д, но они сильно напоминали друг друга. Вообще, про ценности и лидерство я впервые слушал структурированный материал ещё на втором курсе, когда мы с Филом и Митяем внезапно записались на гуманитарный спецкурс "Теория лидерства", из которого я, правда, вынес только пирамиду Маслоу (и то, что мы весело проводили время до и после этой пары). Ну а тема миссии неоднократно поднималась Филом на наших встречах. Но тогда у меня не было никакой миссии, так что особенно в обсуждениях участия не принимал. Посмотрим, что изменилось!



Почему это важно? Потому что по "Отчаяние = Страдание - Смысл" (Chip Conley "Emotional Equations"). То есть на наше внутреннее душевное благополучие больше всего влияют именно эти факторы, в широком их смысле, конечно. Очевидно, отчаяние мы хотим минимизировать, причем хорошо бы в далекие отрицательные значения (прошу прощение за математический подход, профессиональная деформация). Это мы можем сделать минимизируя страдания (имеются в виду стрессы и трудности разного рода). Но к сожалению или к счастью, мы живём не в утопии, поэтому стрессы разного рода существуют всегда. Да и вообще жизнь без каких либо усилий теряет существенную часть прелести. Поэтому больший интерес представляем максимизация смысла!

Обычно разговоры о смысле жизни вызывают иронию. У меня в частности. Но что если спуститься с небес на землю и поговорить о ежедневных действиях? Работа, которую вы делаете, хобби, которое имеете (или нет), как вы отдыхаете. Какой смысл в этом? Получаете ли вы от них удовольствие или просто поступаете так как привыкли? Человек тратит примерно половину дня на работу, треть дня на сон, ещё нужно время на здоровое питание. В сухом остатке не очень много свободного времени, хотя и его можно потратить по-разному. Поэтому надо стараться получать удовольствие и от работы тоже! Мысль очевидная, но совсем не очевидно, как понять, что именно тебе надо искать. Для этого есть, например, такое упражнение: напишите на бумажке последние (недавние) 3-4 момента, когда вы чувствовали себя максимально счастливыми / довольными / гордыми / одухотворёнными. Если за последний месяц-два таких моментов не вспоминается, уже повод задуматься. А теперь подумайте, что именно делает эти моменты такими важными? Чем вы занимались? Скорее всего именно эти факторы и являются одними из ваших ценностей. И именно к ним вам и надо приближаться.



Что касается миссии, для неё тоже есть своё упражнение, почерпнутое из стенфордского курса (привет Сереге!). Упражнение заключается в следующем - надо написать себе некролог. Да-да, именно так. Полностью, заключив в заголовке ключевую мысль, и описав, как вы хотите, чтобы вас запомнили следующие поколения, какое наследие оставить после себя. Буквально на 3-4 предложения. Можно и в шутливой форме, вы ведь всё равно самовыражаетесь.

И наконец, сформулировав миссию, надо понять, как её выполнять. Для этого хорошо подойдут BHAG (Big Hairy Audacious Goal) - в общем-то простые цели, но с некоторыми условиями. Они должны быть амбициозными (на что в общем-то намекает то, что они смелые и волосатые), конкретными и лимитированными по времени. То есть цель "стать лучше" не подойдёт. А вот "прочитать Большую Советскую Энциклопедию к 2015 году" - вполне себе! Такие цели хороши тем, что помимо того, что их амбициозность и смелость должна не просто сохранять положение дел, но и приближать вас к цели, а временное ограничение позволяет контролировать выполнение, а не сваливаться в созерцание, вроде как "надо заняться, но руки не доходят".



На самом деле, лично для меня это оказалось весьма интересно и полезно, потому что, хотя я и так доволен своей работой, иногда полезно сформулировать, чего именно ты хочешь от жизни (в письменной форме желательно). К тому же у меня уже был опыт зацикливания на "срочных" делах и проектах, когда ты вроде как всё время занят, вот только на самом деле не получаешь ни развития, ни удовольствия особенного. Одна деградация. Так что ещё раз поставил себе задачи помощнее, чтобы всё время подталкивать себя к саморазвитию. В этом плане примером для меня является сестра, которая до сих пор продолжает серьезно учиться, так что скоро место на стене закончится сертификаты вешать!

А миссия - это скорее для души, как мне кажется. Хорошие цели и важные ценности можно сформулировать и без неё, но сформулированная миссия оставила чувство удовлетворения, так что это тоже, пожалуй, было не зря. Но сюда свои результаты выкладывать всё-таки не буду, потому что это будет излишне пафосно!

Комментарии

  1. Сереженька, я очень горда, что у меня такой умный сын! Я почему-то не подозревала, что тебя волнуют такие философские категории. Может быть склонность к философии у тебя усилилась в Корее? Когда живешь в умиротворенном окружении, когда нет постоянной гонки, появляется возможность пофилософствовать :)))

    ОтветитьУдалить
  2. А я просто из личного опыта вывожу, что Страдания и Смысл люди нарочно преувеличивают. Причём Страдания преувеличиваются обычно гораздо интенсивнее буквально на пустом месте. Смысл в каждом из нас примерно нулевой: всего лишь поддержать выживаемость рода человеческого. Страданий и того меньше: жажда, голод, боль, - если по убывающей. В результате, если игнорировать надуманные Страдания, то есть примерно 100% таковых, а также родить несколько хорошеньких детишек, то Отчаяние уходит в минус практически навсегда. Опыт, правда, личный, воспроизводимостью особо не блещет. Да и аналогии с математическими выражениями - тоже фигня. Работает, пожалуй, только для эффекта над людьми, которые в математике не сильны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну это если подходить к этим категориям с сугубо буквальной точки зрения. Я же всё-таки имел в виду более широкое значение. Если бы смысл был только в "плодитесь и размножайтесь", люди бы только этим и занимались. Конечно, и сейчас всё можно к этому свести, ведь мы работает и зарабатываем, чтобы повысить выживаемость (вроде как), но я считаю, что не только. И смысл не ограничивается только этим. Ровно как и "страдания" в широком смысле могут превышать таковые у первобытного человека. Можно всю жизнь мыть посуду за еду, и не испытывать ни жажду, ни голод, ни боль. Но вряд ли такой человек будет очень сильно счастлив.

      Аналогии с математическими выражениями - такая же фигня, как и вообще всё в жизни, похоже :) И присутствуют, очевидно, не как точные формулы, а как признак прямо- или обратно-пропорциональной зависимости. Не буду говорить за все выражения из книги, но конкретно это выражение показалось мне весьма уместным в моём субъективном суждении. Наверное, я не силён в математике :D

      Удалить
  3. "но я считаю, что не только" - да, мы ещё медленно, но верно, уничтожаем экосистему. Когда-то ещё можно было оправдать прогресс стремлением освоить другие миры для жизни, но сейчас уже, кажется, поздно.

    "Ровно как и "страдания" в широком смысле могут превышать таковые у первобытного человека." - вот это я и называю выдуманными страданиями.

    "Наверное, я не силён в математике" - думаю, силён; я имел в виду, что в подобных книжках любят все эти пирамиды, формулы, аналогии и прочее. Не то плохо, что их приводят, а то, что постулируют как законы Вселенной. Потом ты это используешь в рассуждениях, а потом я комментирую тебя на основе той же "формулы". А автор её сочинил для решения проблем, которых, вообще говоря, нет.

    Цели, мотивация, миссия... Говоря, "смысл не ограничивается только этим", можешь ли ты привести что-то более достойное, чем "плодитесь и размножайтесь"? Хотя и это, на мой неодинокий взгляд, - даже не смысл, а просто верный стиль жизни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Плодитесь и размножайтесь" - замечательный стиль жизни. И я тоже считаю его верным. Говоря "смысл не ограничивается только этим" я говорил вовсе не про смысл жизни. Я вообще про него не говорю в этом посте, поэтому не рассматриваю разнообразное уничтожение экосистемы и прочие несчастья. Лично мне вообще всё равно, чем там человечество в целом занимается и зачем.

      Я имел в виду смысл своих собственных ежедневных действий. Зачем сегодня вообще идти на работу, что делать, чего я хочу от жизни? Если просто не голодать и воспитать детей, зачем вообще куда-то ехать надо было? Зачем узнавать что-то новое и читать какие-то статьи, если и так можно на еду заработать? Наверное, есть ещё какие-то желания?)

      Я ни разу не постулировал, что какие-то формулы - законы Вселенной) Просто лично мне она кажется логичной. Если бы не было задач, для которых были придуманы все эти формулы и пирамиды, то их бы самих не было. Это не значит, что они обязаны описывать всё на свете без исключений - все люди разные. Но раз они часто используются, значит какую-то существенную часть данных для конкретной задачи можно хорошо описать этой моделью. Или ты считаешь, что вся эта орава психологов, психотерапевтов, социологов и т.д. - бездельники и дармоеды, потому что описывают проблемы, которых нет?

      Удалить
    2. А вообще весь этот пост - саморефлексия о постановке самому себе целей, и предполагает сильную субъективность суждений, о чём я и предупреждаю в первом абзаце! :)

      Удалить
  4. Я просто придрался к тому, что "больший интерес представляет максимизация смысла" :) Приятно, что разговоры о смысле жизни вызывают у тебя иронию. Но я добавляю, что, даже спустившись с небес на землю, смысла и ответа на вопрос "зачем?" не найдёшь. Есть только желания - вот и всё.

    Хорошие психологи решают проблемы, которых нет - это нормально. Я вот тоже занимаюсь довольно бестолковой работой. Я вообще против телевизоров в виде зомбоящиков, в которые они превратились :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не найдешь) Мне вообще кажется, что во многом смысл не в конечной цели, а в правильно проложенном маршруте!

      ЗЫ. Как говорится, "за это надо выпить"!

      Удалить
  5. Тема не до конца раскрыта отсутсвием Логина к Стенфордскому курсу))) Серёга, ау?))

    А вообще я тебя полностью поддерживаю - сама уже очень много для себя "надумала" по этим поводам и по итогам видны явные "результаты". В то же время, "чем больше я знаю, тем отчетливее понимаю, что ничего не знаю" - так что есть куда стремиться!

    MiM

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Сораксан

Особенности корейского этикета

Сакура по-корейски